«Зависимость — это семейная болезнь»: о важности психологической работы с близкими зависимых

У многих людей есть страх перед врачами, он может возникать даже у тех, кто никогда не имел жалоб на здоровье. Поэтому нам свойственно откладывать поход к специалисту до последнего, использовать все доступные способы, чтобы справиться без чьей-то помощи.

Это чувство возникает и тогда, когда дело доходит до работы с психологами и, тем более, психиатрами. Последнее вообще звучит для многих как приговор. На самом же деле это далеко не так — к специалистам обращаться просто необходимо. Особенно, когда дело касается работы с теми, у кого проблемы с наркотиками или алкоголем.

В интервью с главным наркологом УрФО Антоном Поддубным говорим, почему всем важно ходить к психологам и, если необходимо, к психиатрам, а также о том, как желание спасти близкого может иметь обратный эффект.

Посмотреть на Дзене можно тут.

Гиперзабота

Когда твой близкий сталкивается с проблемой, то, конечно, первое желание — помочь. Не подумайте, это правильное стремление, однако иногда оно может привести к ухудшению ситуации, если не знать меры.

Все отношения, когда в семье появляется зависимый, становятся деструктивными, негативными, созависимыми. Все проходит через призму психоактивного вещества.

Антон Поддубный, главный нарколог УрФО

В связи с тем, что отношения принимают извращенную форму, видоизменятся и то, как человек старается поддержать аддикта.

Здесь спасателем быть не надо. Нужно предложить человеку помощь, мотивацию. Потому что мы сталкиваемся с этой проблемой каждый день — человек просто не хочет ничего менять в своей жизни.

Антон Поддубный, главный нарколог УрФО

Во многом, по словам Антона Поддубного, зависимому не нужны перемены, потому что близкие из-за непонимания создают ему все необходимые условия.

Ситуация: женщина жалуется на то, что ее сын (ему лет 40) алкоголик. Он не хочет ничего делать, только пьет и пьет. Когда специалист спрашивает, а вы ему помогаете: стираете, готовите, даете какие-нибудь деньги на жизнь? То в ответ получает: «Конечно, я же не могу его бросить», — такую позицию понять можно, но нужно и осознавать, что женщина сама создает плодородную почву для того, чтобы у человека не возникало и мысли об исправлении ситуации. Спасая его от условного голода (спонсируя), она поддерживает его зависимость.

Зачем ему что-то менять? Вот очень простой вопрос. В его картине мира, в картине мира больного человека, все замечательно.

Антон Поддубный, главный нарколог УрФО

Сначала близкие

Как тогда правильно позаботиться о больном человеке? Нужно начать с себя. Работа с психологом поможет обрубить созависимые отношения, помочь не просто изолировать аддикта от всего и вся, а ограничить доступ к разрушающим факторам.

Пример созависимых отношений: жена приносит своему мужу, который попал в наркологическое отделение в неотложном состоянии по скорой помощи, в состоянии галлюциноза на фоне сильной алкоголизации, она приносит ему разбавленную водку в соке, пока он лечится.

Антон Поддубный, главный нарколог УрФО

Почему это происходит? Все просто. Он ей звонит и обещает, что исправится, больше никогда не будет пить, рассказывает, как ему плохо — она верит, потому что жалеет, потому что уже в этом порочном круге. Он возвращается домой, может даже неделю/месяц не пьет, а потом все по новой — так будет продолжаться бесконечно, пока она не сможет проработать себя и не перестанет подпитывать его пристрастие к алкоголю.

Специалисты работают с такими людьми — с родными, которые сами не могут осознать, что своей заботой только вредят. Делать это необходимо на протяжении всей реабилитации, потому что иногда причины появления пагубного пристрастия кроются за проблемами в семье.

Зависимость — это семейная болезнь. В нее вовлечены все абсолютно: ближайшие родственники, окружение, те, кто проживает с ним. Если мы поработаем с человеком, а он вернется в ту же среду [где не препятствовали аддикции], то риск рецидива поменяется.

Антон Поддубный, главный нарколог УрФО

И мы вам скажем, что поменяется этот риск не в лучшую сторону.

К кому обратиться

В этом вопросе все индивидуально. Дело в том, на каком этапе вы поняли, что вам нужна помощь. Иногда хватает работы с психологом, а в некоторых случаях стоит обратиться и к психиатру.

«Психолог решит все проблемы» — это из серии «Дайте мне волшебную таблетку, которая поможет от всего». Проблемы должен решать сам человек, а психолог только наставляет.

Антон Поддубный, главный нарколог УрФО

Так в чем же все-таки разница между этими похожими, на первый взгляд профессиями.

  1. Психолог. Человек с образованием в области психологии — это не медицина напрямую, но очень близкое направление. Психолог работает с нормой человеческого поведения.
  2. Психиатр. В первую очередь, это врач. То есть у человека есть базовое медицинское образование (6 лет + еще 2 или 4). Врач-психиатр работает с патологией, со всеми отклонениями от норм.
  3. Психотерапевт. Человек, который также имеет клиническое медицинское образование. Гибридная специальность между первыми двумя. Этот специалист может как назначать фармакотерапию, так и проводить психотерапевтическую работу.

Начинать лучше всегда с психолога, чтобы он помог определить, есть ли какие-то отклонения от нормы, чтобы направил к другому специалисту, если это будет необходимо.

Нужно понимать, что никто не будет клеймить вас, если вы обратитесь к специалисту.

Если человек обращается в психиатрическую или наркологическую больницу, то никто ничего не будет делать в ущерб ему. Мы все заинтересованы в оказании необходимой помощи, чтобы люди ходили к специалистам.

Антон Поддубный, главный нарколог УрФО

Не бойтесь показаться уязвимыми перед теми, кто действительно может вам помочь. От ваших решений может зависеть не только собственная жизнь, но и жизнь близких, которые борются с зависимостью и остановиться сами уже не в силах.

Комментарий