В ритме музыкальных перемен: Владимир Полупанов об индустрии, критике и искусственном интеллекте

Когда мы говорим про музыку, то у каждого в голове сразу появляется какая-то ассоциация: у одного любимая группа, у другого конкретная песня, кто-то вспоминает про лучший в его жизни концерт. Но что возникает в сознании того, кто всю жизнь ей занимается? Спойлер: все и сразу — профессия обязывает.

Сегодня «музыка нас связала» с музыкальным журналистом Владимиром Полупановым. Вместе с ним разбираемся, что сейчас происходит этой индустрии и какое у нее будущее.

От мечты стать музыкантом до журналиста

Как рассказывает Владимир, он с детства хотел стать музыкантом, но не сложилось. Почему? Он родился в маленьком поселке Белые воды (сейчас Аксукент) в Казахстане — там не было возможности развиваться в музыкальной сфере, так как не существовало для этого никаких специальных учреждений. Да, он, еще будучи подростком, писал стихотворения и даже, как выразился сам, дворовые песни, но дальше этого не зашло.

Часто говорят, что музыкальный обозреватель — это неудавшийся музыкант. Я, наверное, не исключение, а, наоборот, самый яркий случай.

Владимир Полупанов, музыкальный журналист

Любовь к музыке не прошла после того, как (на тот момент) будущий журналист отложил гитару. Он пробовал себя в разных направлениях: диджеинг, танцы, коллекционирование пластинок и вот, наконец, публицистические тексты.

31 год Владимир проработал обозревателем в «Аргументах и Фактах», но сейчас немного поменял направление и ведет программу «Ломовка Live» в продюсерском центре «Интеграция».

Объективность, пиар или ссоры

Все приходит с опытом, и работа журналиста не исключение. Никому не будет интересно читать дифирамбы какому-то музыканту, все, кому он нравится, это уже прекрасно знают. Другое дело — объективная критика. Вот с нее и начинается в самое интересное. Она привлекает читателей, ведь они могут посмотреть на творчество исполнителя под другим углом. Одновременно с этим она вызывает негатив со стороны артистов, а которых пишут.

С этим столкнулся и Полупанов.

Чаще меня просили [в «АиФ»] критические публикации. Кто-то что-то плагиатит, кто-то ведет себя неподобающим образом на сцене. Я жестко проходился по ним.

Владимир Полупанов, музыкальный журналист

Конечно, все ограничивалось лишь критикой творчества, а не самих людей. Однако многие связанные с артистами люди так не считали. Были неоднократные обиды (от Долиной или Моисеева), даже если они и не были высказаны напрямую.

Смеясь, журналист рассказывает, что это был юношеский максимализм. Сейчас он старается со всеми быть в хороших отношениях.

Вымирание музыки

Сейчас часто можно услышать от людей преклонного возраста, что музыка уже не та. «Сейчас у вас все только бухает и ухает, да одни маты — никакого смысла». Так ли это на самом деле?

Владимир Полупанов утверждает, что качество музыки стало намного лучше, появилось больше талантливы ребят, однако музыкальная индустрия мельчает — здесь мы говорим о хороших песнях, которых не хватает. Сейчас почти не встречаются, если они есть вообще мастодонты. Однако это не значит, что композиции становятся проще ли вовсе теряют смысл.

От части у нас сейчас уже появляется новая классика. Возьмем того же Тупака Шакура. Его произведения до сих пор звучат, хотя артиста уже давно нет. Любая музыка, в том числе и реп, может остаться на долгие годы — они все проходят испытание временем.

Владимир Полупанов, музыкальный журналист

Теперь, как кажется журналисту, стало слишком много одноразовых песен. Они не переживают даже год. Музыка в любом случае остается профессиональной, но сейчас «не время великих».

«Робот сочинит симфонию?»

Во многих сферах замечаются волнения по поводу того, что ИИ их заменит. Конечно, нельзя отрицать, что сейчас нет музыки, созданной с помощью AI. Она есть и активно развивается.

В ней, на мой взгляд, не хватает души. Прямо чувствуется, что это сделано не человеком, а компьютером. Сейчас только зачаток этого.

Владимир Полупанов, музыкальный журналист

Возможно в будущем музыка станет симбиозом композиторства, технологий и души.

Многие уже сейчас пользуются ИИ, просто как инструментом, который помогает, а не делает все за них.

Это касается не только музыки, но и других творческих сфер. Пока что до сих пор важна душа, которую вкладывают в свои работы авторы. Оптимизация работы — да, полная замена — нет. По крайней мере на данный момент. Поэтому, пока кибермир не победил, можно наслаждаться тем, что вышло из-под пера авторов, создающих классику (даже если в будущем).

Комментарий