Росреестр Свердловской области Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Ответ по мойке и стоянке большегрузов на землях личного хозяйства в с. Бородулино

Публикуем ранее поступивший ответ Управления Росреестра по Свердловской области по обращению по поводу соседа, который произвел самозахват сельскохозяйственной земли и устроил на ней складирование сыпучих материалов, а также устроил на земле личного подсобного хозяйства автомойку и стоянку грузового транспорта (https://nkregion.ru/news/mojka-i-stojanka-bolshegruzov-na-zemljah-lichnogo-hozjajstva-samozahvat-selhoz-zemli/ и  https://nkregion.ru/news/povtornoe-obrashhenie-i-otvet-po-mojke-i-stojanke-bolshegruzov/).

В ответ на Ваше обращение № 1-388-2022 (Э) от 30.06.2022 (вх. № ого03295/22 от 11.07.2022), поступившее из Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры, содержащее сведения о неправомерном использовании земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский р-н, с. Бородулино, ул. 1 Мая, 4/1, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – Управление), в рамках предоставленной компетенции, сообщает следующее.

Ранее Управлением рассмотрено обращение граждан, содержащее аналогичные сведения о возможном нецелевом использовании земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский р-н, с. Бородулино, ул. 1 Мая, 4/1, а также о самовольного занятия земель сельскохозяйственного назначения под складирование сыпучих материалов.

В целях объективного рассмотрения ранее поступившего обращения, должностным лицом Сысертского отдела Управления проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (выездное обследование, наблюдение за соблюдением обязательных требований).

В рамках осуществления выездного обследования установлено, что на земельном участке у въезда расположена строительная бытовка и ворота. На земельном участке размещена эстакада для ремонта и обслуживание грузовых автомобилей, а также два грузовых автомобиля марки «Камаз», фронтальный погрузчик «Lonking» и грузовой прицеп. На земельном участке отсутствует жилой дом и прочие хозяйственные постройки. С восточной стороны земельный участок не огорожен.

По результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований, с учетом анализа сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) установлено, что земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, с установленным видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок).

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Сысертского городского округа, утвержденными Решением Думы Сысертского городского округа 24.01.2008 года №323 “Об утверждении правил землепользовании и застройки на территории Сысертского городского округа” земельный участок расположен в территориальной зоне индивидуальных жилых домов в сельских населенных пунктах (ЖТ-1.2.), в которой деятельность по ремонту автомобилей допустима в качестве условно разрешенного вида использования.

В соответствии с Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования земельного участка «Ремонт автомобилей» (код 4.9.1.4) подразумевает размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение сопутствующей торговли.

В соответствии с п. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 ГрК РФ.

Между тем, предусмотренная законодательством процедура предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, рассмотрение комиссией заключения об их результатах, принятие главой местной администрации) не соблюдена. Информация о том, что собственник земельного участка обращался с предложением относительно возможного территориального зонирования участка в Управлении отсутствует.

Исходя из изложенного, должностным лицом Сысертского отдела Управления установлены признаки нарушения ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Поскольку сведения о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан в рассматриваемом обращении не содержатся, у Управления отсутствуют основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом в отношении земельных участков, указанных в таком обращении, не представляется возможным.

Постановлением введены ограничения на возбуждение дел об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении по фактам нарушений обязательных требований, оценка которых является предметом государственного контроля (надзора), может быть возбуждено только по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом. При этом не могут быть составлены протоколы об административных правонарушениях, а также выданы предписания об устранении нарушений требований законодательства, выявленных в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом.

Вместе с тем в соответствии с Постановлением, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) допускается проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба).

В соответствии со ст. 49 Закона № 248-ФЗ правообладателю земельного участка Управлением объявлено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

По вопросу самовольного занятия земель сельскохозяйственного назначения сообщаем следующую информацию.

Согласно судебной практике, сложившейся на территории Свердловской области, самовольное занятие земельного участка выражается в размещении на нем каких- либо строений, в возведении на нем ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к указанному земельному участку лиц, имеющих законное право на владение, пользование или распоряжения им.

В целях оценки доводов должностным лицом Сысертского отдела Управления, в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на местность, в ходе которого установлено незначительное размещение сыпучих материалов, при этом не установлено размещение на объектов капитального строительства, а также ограждений.

В рассматриваемом случае, незначительное размещение сыпучих материалов осуществляются в отсутствии препятствий, либо затруднений доступа к данному участку лиц, имеющих законное право на владение, пользование или распоряжения им.

Исходя из изложенного, доводы о самовольном занятии земель сельскохозяйственного назначения, не нашли своего подтверждения.

Благодарим Управление Росреестра по Свердловской области за ответ.

 

Если Вам стало известно о совершаемых правонарушениях — сообщайте Нам о данных фактах через наше мобильное приложение. Желательно указывать максимальное количество данных при обращении, чтобы с большей вероятностью решить проблему.

Комментарий