Глаза боятся, а люди пьют: миф о пьянстве и борьба с ним
Какие стереотипные слова о России вам приходят в голову? Да-да, те самые, которые звучат от каждого иностранца, который даже не был в стране, те, которые все транслируют в кино и литературе. Медведь, шапка-ушанка и водка.
Если с первыми двумя все понятно — у нас сильные морозы зимой, а из всех территорий на нашей и правда больше всего медведей (по крайней мере статистика говорит про бурых). Откуда взялся третий стереотип? Постараемся разобраться.
Испокон веков
Это нам кажется, что русские пили всегда, этим и объясняют пристрастие к алкоголю сейчас. Мол, всегда так было, что уж против традиций идти. Многие даже связывают это с дошедшим до нас выражением князя Владимира, об этом, например, говорил историк Юрий Московский в одном из интервью.
Вернемся к фразе. Звучит она так: «Руси есть веселие пити», — это из «Повести временных лет». И звучала она в контексте отказа от одной из вер, потому что та предполагает полный отказ от алкоголя.
С этого и началось. Хотя на самом то деле историки утверждают, что алкоголь на Руси распространен вовсе не был, только у знати. Остальные же если и баловались таким, то только некрепким: мёд, пиво и квас.
Вино, сделанное из винограда, стали пить лишь с X века, когда оно пришло из Византии.
Журнал «История и археология» Kulturologia.ru
Так почему тогда, если народ не пил, то все начали об этом говорить. Дело как раз в той самой верхушке общества. Приглашала заморских гостей ведь только она, а до крестьян никому и дела не было. Вот и получалось, что приезжали значимые фигуры из других стран, их встречали по нашим традициям — это значит, что стол ломился от еды и напитков, среди которых, конечно, был алкоголь. Они на это смотрели, делали выводы, что живут в России так в общем то все. Конечно, со временем (через столетия) люди начали бы чаще обмениваться информацией и миф можно было бы растворить в истории, однако что-то пошло не так.
«Пра» водка
Первые упоминания жидкой зависимости россиян датируются 1386 годом. По некоторым данным тогда в Москву генуэзские послы привезли Aqua vitae, разработанную для лечебных целей (по сути, это был просто спирт). История умалчивает, пробовал ли ее кто-то на вкус. Тогда в России она не прижилась.
Однако есть некоторые документы, в которых можно найти сведения, что во второй половине XV века в России началась переработка ржи, научились изготавливать чистый спирт.
Журнал «История и археология» Kulturologia.ru
Следующий шаг для «поддержания» мифа о пьянстве внес Иван Грозный, потому что именно он издал указ об открытии первого кабака. Уже через лет 20 такие кабаки начали появляться на всей территории Руси. Конечно, пить русский народ активно начал не сразу, но со временем употребление по праздникам перешло в посиделки в кабаках после рабочего времени, а для состоятельных и в каждодневные пригубления по вечерам.
И словом, и делом
Так миф о пьянстве перешагнул в следующую эпоху. 16-17 век и опять же приезжие из-за рубежа гости. Путешественники как один говорили о том, что пьянство в России на каждом углу.
Порок пьянства так распространён у этого народа во всех сословиях, как у духовных, так и у светских лиц, у высоких и низких, мужчин и женщин, молодых и старых, что, если на улице видишь лежащих там и валяющихся в грязи пьяных, то не обращаешь внимания, до того всё это обыденно.
Адам Олеарий немецкий путешественник (первая половина 17-го в.)
Ладно, с иностранцами мы уже разобрались, однако, если раньше они видели пьянство в гостеприимстве, то теперь к этом добавились реальные картины волны алкоголизма, потому что селились гости на главных улицах, где было больше празднества, в местах, где нижние этажи занимали те самые кабаки. Конечно, как тут не увидеть картину, где упиваются все без разбора.
Большую роль здесь сыграли и сами русские, а точнее — писатели и публицисты. Ведь они поднимали эту нарастающую проблему. Да, делали они это с благими намерениями, думали, что огласка решит проблему, но, распространившись в другие страны, тексты только закрепили историю с вечно пьяным народом.
Матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы разбойничают; бронзовую руку у Ивана Сусанина отпилили и в кабак снесли; а в кабак приняли!
Федор Достоевский, «Дневник писателя»
Или вот Бродский писал в «Путеводителе по переименованному городу»: «Самая же излюбленная форма времяпрепровождения в Ленинграде, как и повсюду в России, — пол-литра. В смысле потребления алкоголя этот город — окно в Россию, и широко открытое притом. Уже в девять утра чаще увидишь пьяного, чем такси». Получается, что какой бы отрезок после распространения спирта в стране мы не взяли — мы увидим, что проблема уже глубоко корнями в умах и, как горячительный напиток, в телах людей.
Борьба с пьянством
История борьбы с пьянством берёт своё начало в 1648 году, когда в России вспыхнули так называемые «кабацкие бунты». Причиной этих волнений было то, что люди не могли расплатиться с долгами за выпитое в кабаках. Владельцы этих заведений, желая получить выгоду, намеренно снижали качество производимой водки. Бунты были настолько серьёзными, что для их подавления пришлось привлечь военных.
Результатом был указ об ограничении числа питейных точек на территории России и определении запрещенных для продажи алкоголя дней. Надо сказать, что их было немало, целых 180. Также царь [Алексей Михайлович — прим. Автора] запретил продавать водку в долг. Были повышены цены на этот продукт аж в три раза.
Журнал «История и археология» Kulturologia.ru
Потом был Петр I и его знаменитая медаль «за пьянство» весом в семь килограммов. Выдавали ее заядлым пьяницам. Работало ли это? Не очень. Как не сработало и повышение цен на алкоголь — люди желали, а значит, всеми путями находили деньги. Да и торговля не хотела, чтобы были убытки, поэтому в ней были свои пути для обхода ограничений.
Тревогу забили в начале 20 века. Ситуация требовала вмешательства, потому что крепкий алкоголь был стандартизирован, а частникам остались только слабые напитки. Те не растерялись и начали рекламировать их полезность, что оказало почти незамедлительный эффект — пить стали еще больше.
Появились первые вытрезвители, которые справлялись (хоть и не очень эффективно) с пьяными людьми.
Следом появился сухой закон. В 1914 году, так как Россия вступила в Первую мировую войну, было принято решение ограничить любое распространение крепкого спиртного, а после вообще любого. Последствия известны всем. Сначала были отличные показатели, потому что продажи и правда не шли, а значит и люди не пили, однако всегда есть «но» — в нашем случае оно звучит как «подпольный алкоголь». Тогда был «бум» нелегального изготовления, самогон можно было найти везде, если, конечно, знать места. Не унывали и те, кто этих мест не знал, так как быстро нашли альтернативу в виде одеколона, тоников на спиртовой основе и так далее. Думаем, можно не говорить о том, как вырос процент смертности от употребления всего вышеперечисленного.
Как итог — закон отменили, хотя возлагали на него большие надежды. После этого были неоднократные попытки вести антиалкогольную кампанию, и не одна так и не увенчалась успехом, потому что далее в истории страны была индустриализация, новые технологии, доступность и дальше по списку — перекрыть этот алкогольный кран стало чем-то невозможным.
Наши дни
Сейчас статистика не утешающая. Да, Россия не входит даже в топ десять пьющих стран, но миф прижился не только в головах иностранцев, но и в наших. Теперь уже числа подтверждают то, от чего мы пытались спастись столетиями.
В течение первых десяти месяцев 2024 года в России был отмечен рекордный объём розничных продаж алкогольной продукции с 2017 года (с момента начала публикации официальных статистических данных). Общие продажи алкоголя (без учета пива и других видов) до 184,16 млн дал, что стало историческим максимумом. Особенно высокий спрос наблюдался на водку, тихие и игристые вина.
Согласно информации, предоставленной Росалкогольрегулированием, средний житель России ежегодно употребляет 106 бутылок пива, 11 — водки, шесть бутылок вина и четыре — коньяка.
Каждая пятая смерть так или иначе связана с алкоголем, поэтому правительство снова пытается взять контроль в свои руки. В октябре 2024 года начали рассматривать частичный запрет на продажу алкоголя в разных регионах. Где-то предлагается продавать его только несколько дней на неделе, а, например, в Вологодской области планируют ввести торговлю спиртным только с 12:00 до 14:00 по будням. Задумка хороша (в теории), ведь на практике многие эксперты забили тревогу, так как помнят, какие последствия были у сухого закона.
Сейчас в России борьба с губительным пристрастием жителей — одна из приоритетных задач, однако пути решения пока могут порадовать только на листах бумаги. Все мы знаем, куда вымощена дорога благими намерениями, поэтому нужно проявить крайнюю аккуратность, регулируя объемы потребления.
Миф о пьянстве жив до сих пор. Если раньше он был не больше чем просто ошибочным мнением, то теперь, к сожалению, становится новой реальностью, которую необходимо менять, а вот как — это совсем другой вопрос.
фото: https://www.thescottishsun.co.uk/
Комментарий