По тонкому льду: почему стоит внимательно отнестись к замене зимней резины

Зима в России непредсказуема: то неожиданно выпадет снег, то ударят морозы, а иногда погода радует и кратковременными оттепелями. Поэтому каждый год у автовладельцев один и тот же вопрос — когда и как поменять резину.

Вроде бы все просто: стало холодно — переобувайся. На самом деле здесь есть много тонкостей, которые будут влиять на комфорт и безопасность вождения.

Разбираемся по порядку.

Когда переобуть авто

Затягивать осенью с этим делом не стоит. Во-первых, в законодательстве, а точнее в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» п. 5.5, четко прописано, что ездить на летней резине в зимний период (декабрь, январь, февраль) категорически запрещено. За это может прилететь еще и штраф в 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.

Во-вторых, если вы решили отложить это дело до первого снега, который накроет ваш город, то может стоит подумать еще раз. Вспомните, какие очереди выстраиваются в шиномонтажки. Если вы сделаете это раньше, то сможете сэкономить и время, и нервы.

Переобувку машины можно начать еще в сентябре. Национальный автомобильный союз рекомендует это делать, когда температура воздуха перестает подниматься выше +5 градусов.

Какие шины выбрать

Для начала давайте разберемся, какие вообще есть виды.

  1. Шипованные шины — для суровых зимних условий, особенно эффективны на льду и плотном снегу. Шипы улучшают сцепление с дорогой за счет проникновения в ледяное покрытие.
  2. Нешипованные (фрикционные) шины «липучки» — подходят для городских условий, где слякоть, мокрый снег и низкие температуры. У таких шин мягкий состав резины и глубокие ламели (прорези/углубления на шине, улучшающие сцепление), которые эффективно отводят влагу и снег.

Кратко: если вы часто ездите по загородным дорогам, где много льда и снега, то выбирайте шипованные шины. Для городской среды, где дороги регулярно чистятся и обрабатываются реагентами, лучше фрикционные.

На качество движения также влияет размер шин. Он должен соответствовать рекомендациям производителя вашего автомобиля. Найти эту информацию можно в руководстве по эксплуатации или на наклейке внутри двери водителя. Основные параметры включают ширину и высоту профиля, а также диаметр диска.

Пример обозначения размера шин: 205/55 R16 

  • 205 – ширина шины в миллиметрах,
  • 55 – высота профиля в процентах от ширины,
  • R – радиальная конструкция шины,
  • 16 – диаметр диска в дюймах.

Не стоит пренебрегать и рисунком протектора:

  1. Симметричный ненаправленный – это база, такой вариант подходит для большинства автомобилей. Он обеспечит хорошее сцепление и управляемость.
  2. Направленный (V-образный) – Если у вас слякоть и высокая влажность, то выбирайте его. Он предназначен для эффективного отвода воды и снега из-под колеса, что снижает риск аквапланирования.
  3. Ассиметричный – 2 в 1. Внешняя часть протектора отвечает за сцепление на сухом асфальте, а внутренняя – за отвод влаги и снега.

Также обращайте внимание на жесткость резины (для зимы не ниже 50-60 единиц), индекс нагрузки и скорости.

Почему необходимо менять резину

Как мы уже сказали, погода в России непредсказуемая, поэтому днем может пройти дождь, а к вечеру похолодает, и, на первый взгляд, безобидная влажность на дорогах превратится в гололед.

По данным Госавтоинспекции, из-за резкой смены температуры аварийность на дорогах возрастает на 20-30 %. Если к моменту, когда природа начнет преподносить такие неприятные сюрпризы, уже провести работы по монтажу подходящей резины, то есть большая вероятность не стать частью этой неприятной статистики.

Езда в гололед на летней резине повышает шансы потери управления авто, увеличивает тормозной путь, создает проблемы при разгоне и маневрировании, увеличивает риск аквапланирования. Поэтому с приходом холодов переобувайтесь сами, чтобы не заболеть, и переобувайте свои машины, чтобы ездить с комфортом.

фото: Daniel Foster on Unsplash

Комментарий